Разработан Национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года: комментарии экспертов
Сентябрь 03, 2020
В Беларуси разработан Национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года. Разработка документа осуществлена компанией ENVIROS s.r.o. по договору с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и при поддержке Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь при финансировании Министерства финансов Словацкой Республики.
Внедрение новой серии преобразователей частоты ПЧ для регулирования скорости ленты конвейеров на горизонте рудника обеспечивает снижение затрат электроэнергии на транспортировку руды до ствола до 37% от затрат при использовании нерегулируемого привода конвейеров.
«Это стратегический программный документ, в котором определены целевые показатели и индикаторы по энергосбережению на период до 2030 года, а также предложены конкретные технические и организационные мероприятия для достижения поставленных целей, – сообщил руководитель Департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко. – План соответствует рекомендуемому стандартному шаблону Европейского союза с некоторыми корректировками, учитывающими белорусскую практику».
Как отметил Михаил Малашенко, достижение предложенных целей и реализация разработанных мероприятий для Республики Беларусь не являются обязательными. «Однако этот документ позволит определить стране необходимые направления и наметить конкретные действия для дальнейшего сокращения энергоемкости валового внутреннего продукта путем снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при разработке государственных, отраслевых и региональных программ энергоэффективности до 2030 года», – сказал он.
В Плане предложена как реализация «горизонтальных» (межотраслевых, комплексных) мероприятий, применимых во всех секторах экономики, так и совершенствование существующих направлений по повышению энергоэффективности в государственных учреждениях, промышленности, на транспорте, в централизованном теплоснабжении, при производстве, передаче, распределении и сбыте тепловой и электрической энергии, управлении спросом на энергоносители.
Среди основных мероприятий – устранение перекрестных субсидий в секторе домашних хозяйств, оснащение системами учета энергоносителей и термореновация зданий в жилом секторе, стратегия энергоэффективности в зданиях и здания с практически нулевым энергопотреблением (nZEB), а также модернизация уличного освещения, внедрение концепции ЭСКО в государственном секторе, энергетическое использование твердых коммунальных отходов, энергетический аудит и системы энергетического менеджмента. Мероприятия также предусматривают модернизацию зданий органов государственного управления, разработку планов действий по устойчивой энергетике и климату, внедрение систем энергетического менеджмента, процесса «Образцовое государство», торговлю «белыми сертификатами, механизм закупки технологий, планы обеспечения устойчивой мобильности в городах.
«Исходя из анализа капитальных затрат существующих программ энергосбережения, можно ожидать, что собственные средства организаций(или привлеченные ими займы) по-прежнему будут основными источниками финансирования для большинства направлений, – считает заведующий отделом общей энергетики РУП «БЕЛТЭИ», председатель Экспертного совета республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» Андрей Молочко. – А для выполнения ряда предлагаемых мероприятий необходимо финансирование из государственного бюджета, особенно для устранения перекрестного субсидирования домашних хозяйств, реализации стратегии ремонта зданий, строительства зданий с практически нулевым потреблением энергии и для роста использования возобновляемой энергии (ВИЭ). Местные бюджеты также внесут свой вклад в финансирование направлений: при реализации Планов устойчивой городской мобильности, устойчивой энергетики и климата, разрабатываемых на уровне городов.
По мнению представителя РУП «БЕЛТЭИ», можно ожидать прироста инвестиций со стороны частных и иностранных инвесторов. «Несмотря на то, что инвестиционные затраты на реализацию Плана высокие, тот факт, что документ разработан на 10 лет и предполагает ряд потенциальных источников финансирования, означает, что меры в нем являются реально осуществимыми и практически реализуемыми, - считает он. - Реализация Плана также позволит получить значительные дополнительные выгоды: значительное снижение выбросов CO2; сокращение импорта энергии; повышение конкурентоспособности промышленности; увеличение инвестиций частного сектора; создание рабочих мест в секторах энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
Указанные в Плане мероприятия предполагается использовать при разработке стратегических программных документов в области энергоэффективности и увеличения использования ВИЭ на 2021-2030 годы, национально-определяемых вкладов по сокращению выбросов парниковых газов и сопутствующих прогнозных программ и показателей.
По информации Департамента по энергоэффективности, в октябре этого года в Минске будут подведены итоги конкурса на соискание премии за достижения в области энергоэффективности и ресурсосбережения «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь». Наградами будут отмечены лучшие энергоэффективные продукты, системы и технологии, применяемые в различных отраслях экономики (энергетика, промышленность, строительство, ЖКХ и др.) в следующих номинациях: «Энергоэффективная технология года»; «Энергоэффективный продукт года»; «Энергоэффективное здание года»; «Технологии и проекты на основе ВИЭ»; «Энергоэффективные бытовые приборы и оборудование»; «Использование электрической энергии для повышения эффективности энергосистемы Беларуси», «Цифровая трансформация, автоматизация, умные технологии». Заявки от предприятий на участие в конкурсе принимаются до 25 сентября. С положением о конкурсе можно ознакомиться на официальном сайте www.energokonkurs.by.