Газовая отрасль. Человеческие ресурсы или автоматизация?


Апрель 01, 2020



В начале февраля, в канун старта нового этапа, состоялась встреча представителей оргкомитета конкурса в сфере энергоэффективности и ресурсосбережения «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» с генеральным директором УП «МИНГАЗ» Вадимом Евгеньевичем Шолоником. Участники встречи обсудили актуальные особенности газового рынка, развитие предприятия в конкурентных условиях, а также эффективность внедрения тех или иных проектов. Ключевые моменты разговора – в интервью.

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь - 2020»

– Вадим Евгеньевич, что современным предприятиям необходимо для успешного развития, помимо технологий и системных решений? Ведь не только в них дело.

– Для этого нужны люди, заинтересованные в развитии своего направления. Например, когда 20 лет назад в нашей отрасли стали эксплуатироваться энергозависимые котлы, возник вопрос о развитии подобных технологий. Для этого, в свою очередь, нужны были специалисты с соответствующей квалификацией, которых было недостаточно. И еще 10 лет назад на предприятии был шок по этому поводу: где найти нужных людей? Однако буквально за шесть лет количество подобных котлов увеличилось больше, чем в 10 раз, – и кадровый рынок ответил соответствующим образом. Сейчас в УП «МИНГАЗ» эксплуатацией занимаются высококлассные специалисты, средний возраст которых – до 30 лет. Есть и те, кто готов предлагать собственный интеллектуальный продукт. К примеру, наша последняя разработка – система управления этими энергозависимыми котлами – показывает, насколько высок профессиональный уровень наших специалистов. Они разработали плату, которая позволяет заменить импортный аналог и эффективно автоматизировать процессы на любом энергозависимом котле.

– А насколько потребители готовы к полной автоматизации? Например, есть ли у УП «МИНГАЗ» планы автоматизировать мониторинг работы котлов?

– Пока далеко не каждый клиент готов к такому повороту, и не каждому он действительно необходим. Например, необходимо, чтобы при внедрении подобной системы у потребителя постоянно был включен wi-fi. В этих условиях непонятно, насколько результат будет оправдывать вложенные средства. Поэтому к каждому случаю нужно подходить индивидуально. В первую очередь, это было бы эффективно для тех компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции. Но сейчас мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда фирмы общаются с клиентами только в период гарантийного обслуживания. Например, еще 10 лет назад все абоненты, которые используют отопительное газовое оборудование, обслуживались у частных компаний, но за последние 5 лет в Минском районе почти 25 % потребителей обратились к нам, в УП «МИНГАЗ» просто потому что ряд таких компаний бросили своих клиентов.

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь - 2020»

– Готовы ли вы, наоборот, потерять клиентов? Например, какие тенденции сейчас на газовом рынке в связи с вводом в эксплуатацию атомной станции?

– Мы не ожидаем массового оттока потребителей в ближайшие два-три года. Люди, которые отказываются от газовых плит в пользу электрических, были и будут как до, так и после ввода станции в эксплуатацию. За последние десять лет газифицированы все агрогородки, и пока мы видим, что люди предпочитают пользоваться тем, к чему привыкли. Возможно, вопросами электрификации будут заниматься потребители в дальних точках, куда газ вести достаточно затратно. Я думаю, в нынешних условиях правильно дать человеку возможность понять, что конкретно ему выгодно из нескольких предложенных вариантов. Аналогично (условия равной конкуренции) создаются и на рынке европейских стран – в Германии, Польше и т.д.

– Насколько для предприятия актуальна тема цифровизации?

– Для мировой экономики в целом важно пройти процессы цифровизации. Когда мы придем к этому, значит, будем владеть всей необходимой информацией. Например, мы цифровизировали работу торфобрикетного завода – и сегодня мы знаем все показатели производимой продукции в течение суток. А когда есть точные, реальные цифры, можно анализировать, оценивать работу по разным направлениям, что очень важно для развития предприятия. Нам осталось решить вопросы дистанционного динамического снятия показаний передвижения ЖД-транспорта и автоматического начисления заработной платы. Когда решим их, сможем говорить о полной автоматизации, которая и будет влиять на экономику в целом.

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь - 2020»

– Какие стратегические задачи стоят перед УП «МИНГАЗ» в направлении энергоэффективности?

– В этом году мы планируем приобрести «Стоп-систему» – установку для перекрытия сечения действующего газопровода под давлением диаметром 400-500 мм (наиболее распространенной по Минску сети). Это даст возможность еще больше сократить потери природного газа при выполнении работ. Кроме этого, мы работаем над оптимизацией движения транспорта. Совместно с компанией «БелТрансСпутник» мы попробовали автоматически распределять заявки от населения по маршрутам и получили 20% экономического эффекта от правильного распределения машин. Однако для полного успеха подобного мероприятия необходимо произвести унификацию оформления адресов.
Энергосбережение и энергоэффективность помогают нам значительно снизить затраты на технологический процесс, а также позволяют исключить неудобные для потребителей моменты. Например, стоп-система позволяет выполнять ремонтные и врезочные работы без отключения потребителя от газоснабжения.

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь - 2020»

– Как УП «МИНГАЗ» работает с потребителем?

- Чтобы уменьшить количество жалоб и улучшить работу с гражданами, УП «МИНГАЗ» внедряет ряд мероприятий. Например, программный продукт (WiseRip) позволяет производить сверку показаний путем фотофиксации и передачи ее в автоматическом режиме через мобильное приложение. Данная программа помогла нам исключить ряд спорных вопросов с нашими плательщиками: это снизило количество обращений на 17%.
Создание сервисного центра, в свою очередь, позволило расширить время принятия заявок и выполнения работ: теперь этот промежуток составляет с 9.00 до 21.00 без обеденного перерыва и выходных. Это повысило производительность труда и позволило оказывать услуги населению в удобное для них время.
В целом за 2019 год количество обращений граждан снизилось на 19 %. Вместе с тем на 33,3 % увеличилось число благодарностей за оказанные работы и услуги (24 благодарности в 2019 г.). Но, хотя УП «МИНГАЗ» целенаправленно работает над уменьшением отрицательно обоснованных обращений граждан, обращения были и будут. Как сказал римский историк Тит Ливий, «Нет такого закона, который бы удовлетворил всех».

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь - 2020»

Когда на предприятии эффективное управление, где руководитель, специалисты, работники - команда единомышленников, - работа приносит свои плоды. Не случайно УП «МИНГАЗ» по итогам республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности-2019» стал победителем в нескольких номинациях и обладателем высших наград - почетных дипломов. В конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» предприятие стало лауреатом в номинации «Услуги населению». Подобные итоги показывают главное: УП «МИНГАЗ» в самых непростых ситуациях нацелено на достижение самых эффективных результатов в профессиональной деятельности.